ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НОВЫХ ВИДЯЩИХ
УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА
Об учении дона Хуана и его практическом применении рассказывается в десятке книг, написанных Карлосом Кастанедой. Главный герой повествования - дон Хуан, был лидером группы мексиканских магов и обладал особой энергией, позволяющей быть их проводником в Неведомое, нагвалем.* Его доктрину Кастанеда называет в разных книгах по-разному: путём знания, путём воина, учением толтеков** или новых видящих и даже шаманизмом, хотя в антропологии этот термин имеет иное значение.
Согласно рассказам дона Хуана, на территории Мексики в течение столетий сохраняется и развивается особое знание, которое получено от Орла - мистической первопричины Вселенной. Разумеется, эта первопричина не имеет никакого отношения к хищным птицам, просто маги (они же видящие, толтеки, "воины"), сумели по-особому воспринять её - увидеть, и нашли в ней что-то общее с орлом.* Знание получено от Орла не как откровение, то есть непосредственное обращение Божества к людям, а в результате видения - экстрасенсорного восприятия энергии. Людей, способных на это восприятие, дон Хуан называл видящими. Эти видящие в течение столетий наблюдали, как некая неописуемая сила образует непрерывный поток энергии, создающий и уничтожающий все живые существа Вселенной. Постепенно видящие попытались интерпретировать результаты своего наблюдения. Так родилось особое знание - Правило, описывающее истинную, с точки зрения толтеков, причину бытия.
Дон Хуан разделил видящих на древних и новых. Древние видящие - это множество поколений магов прошлого, которые стремились приобрести власть над людьми, пережить фантастические приключения в других мирах и т. д. Традиция новых видящих возникла несколько столетий назад, после крушения цивилизации толтеков, которую никакие магические приемы не спасли от захватчиков - испанских конкистадоров. Новые видящие сосредоточили все свои усилия на достижении абстрактной цели - обретении полной свободы.
Главное "действующее лицо" Правила - потусторонняя сила, названная Орлом. Как сказал дон Хуан, называется она так "не потому, что это орёл или что-то, имеющее нечто общее с орлом, или как-то к нему относящееся, а потому, что для видящего она выглядит как неизмеримый и иссиня-чёрный Орёл, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность...Четыре вспышки света освещают его сущность. Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие как крылья. Вторая вспышка молнии освящает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла. С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз. А четвёртая, последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орёл пожирает осознание** всех живых существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мёртвых, прилетевших к клюву Орла как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла".1
Этого пожирания не может избежать и человек. "Орёл... видит всех этих существ одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность".2 Быть съеденным - вот, с точки зрения магов, действительный смысл человеческой и всякой другой жизни. Орёл "создаёт живые существа... чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное вместе с жизнью".3
Конечно, ужасно, что человеческое осознание исчезает в клюве вселенского хищника, но, по мнению дона Хуана, это закономерно, поскольку именно Орёл даёт людям жизнь. И чудовищный пир, описанный доном Хуаном, по сути, порождение слабого человеческого осознания: после восприятия чего-то совершенно неописуемого, оно "вмешивается и принимается за построение интерпретаций. Но в действительности Орла... не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо".4
Грозный образ Орла, по словам дона Хуана, возник по вине неуравновешенных и впечатлительных видящих, которые поспешили описать в привычных образах нечто принципиально неописуемое. Но их слабость стала традицией, и поколения магов оказались накрепко приклеены к образу хищной птицы. (В дальнейшем Кастанеда будет постоянно менять имя первоисточника Вселенной, называя его Духом, Нагвалем и даже Тёмным морем осознания).
ПРЫЖОК В ПРОПАСТЬ КАК ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ
Итак, Орёл порождает человека, точнее, его энергетическую структуру, похожую на сияющий кокон. Для глаз обычного, не умеющего видеть человека, этот кокон совершенно не заметен. Как утверждал Дон Хуан, все магические действия основаны на манипуляциях с энергетической структурой, центром которой является так называемая точка сборки. Сдвигая точку сборки, маг изменяет собственное восприятие и переносится в другие миры, или, точнее, другие миры становятся для него реальностью.
В этих мирах тоже есть жизнь, но принципиально отличная от нашей и названная Кастанедой неорганической. Неорганические существа присутствуют и в этом мире, видящие вступают в контакт с некоторыми из них. Прирученных особыми магическими способами неорганических существ маги называют "союзниками".
Но управление потусторонними существами и приключения в бесконечных мирах не являются главными целями магии толтеков. Цель их абстрактной магии чрезвычайно конкретна - спасение своего осознания от пожирания Орлом.
В Правиле о возможности спасения говорится так: "Хотя Орла не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал дар. По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть сожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли через него, совершенно очевидно, что Орёл дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание. Для того, чтобы к лазейке существовал проводник, Орёл создал нагваля".5 Нагваль - это лидер видящих, обладающий особой силой и знанием Правила.
Сохранение осознания от пожирания его Орлом и обретение полной свободы может быть достигнута при слиянии энергетической структуры - сияющего кокона мага, со всеми бесконечными потоками энергии Вселенной. Это слияние толтеки называют Огонь изнутри. Чтобы таким образом слиться со Вселенной, видящему необходимо пойти на самоубийственный поступок - прыгнуть в пропасть. Смертельная угроза должна за доли секунды мобилизовать все магические ресурсы воина, и он, вспыхнув, исчезнет из этого мира, навсегда растворившись в Неизвестности.
При этом толтеки рассчитывают сохранить свою индивидуальность, "в определённом смысле" остаться самими собой. Как сказала одна из учениц Кастанеды: "Мы рассчитываем... обрести возможность увидеть бесконечность в течение следующего миллиарда или пяти миллиардов лет".6 Если же воин не приобрёл достаточного магического мастерства, то он попросту упадёт и погибнет на дне пропасти.
Как гласит учение дона Хуана, достигнув Огня изнутри, видящий уходит в Вечность. Через много лет его ученики также прыгают в пропасть и сливаются с Вселенной, обучив перед этим новую партию воинов. И так, группа за группой, горстки видящих обретают свободу, в то время как остальное человечество, ничего не зная о данном Орлом шансе, идёт к окончательной смерти.
автор А.В.Логинов, "Ошибка дона Хуана", отрывок 1-ой главы
Читать полную версию книги
Поделитесь с друзьями!